О ТАИНСТВАХ
Как, дорогие, должны мы готовиться к Таинству Святого Причащения?
Во-первых, соблюдать постные дни - среду и пятницу, во-вторых, прочитать Последование ко Св. Причащению (в молитвослове), которое состоит из канона ко Причащению и молитв, - прочитать можно накануне или за день до литургии, в-третьих, прийти на исповедь (Таинство покаяние, всегда совершается перед Божественной литургией), прийти необходимо "натощак", то есть утром перед службой готовящийся причаститься, ничего не вкушает и ничего не пьёт. Этих правил достаточно для тех прихожан, которые соблюдают все многодневные посты, соблюдают постные дни - среду и пятницу и, не реже чем один раз в месяц, причащаются Святых Христовых Таин. Те христиане, которые причащаются один раз в год или реже, а, может быть, и первый раз, конечно должны и перед причащением поститься 3-4 дня, должны и помимо самого Правила ко Св. Причащению, о котором говорилось выше, прочитать три канона - канон покаянный Господу, канон молебный Богородице и канон Ангелу-Хранителю.
Как готовиться к таинству Святого Крещения?
Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).
Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека.
Перед таинством Крещения родителям и крестным необходимо пройти обязательное собеседование. На нашем приходе собеседование совершается по субботам в 13.00, в храме преподобного Сергия Радонежского (на острове).
Стать христианином – это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком.
Слова Господа: «Кто не несет креста своего… не может быть Моим учеником», - или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», - не остаются без свершения.
Священная история, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми. Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов.
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.
Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.
Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестника (крестницу) от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.
Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.
О СИМВОЛЕ ВЕРЫ
(памятка крестным родителям)
В Церкви используется Никео-Цареградский Символ Веры. Это главное исповедание нашей веры, которое должен знать каждый христианин. Крестные родители в обязательном порядке должны выучить Символ Веры к моменту Святого Крещения.
Символ Веры:
(По-церковнославянски)
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшас. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня:
Отче наш, Иже ecи на небесех! Да святится имя Твое. да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Песнь Пресвятой Богородице:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Младенцев крестят по вере их восприемников (родителей и крестных) с тем, чтобы выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по милосердию Божию. Восприемники служат свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого. Они должны быть обязательно крещены в Православной Церкви. В случае, если нет точной уверенности в крещении будущего восприемника, он сам должен принять крещение перед тем, как он станет восприемником младенца или креститься вместе с младенцем. Во время совершения таинства на крестных родителях должен быть нательный крестик. При крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования. Причем если восприемников двое, то до погружения в купель крещаемого может держать каждый из восприемников. После троекратного погружения в купель младенца принимает на руки восприемник того же пола: девочку — крёстная мать, а мальчика — крестный отец, — держащий в руках чистую пелену или полотенце. Восприемник быстро вытирает тело ребенка, чтобы он не переохладился. Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент, кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетовании со Христом. Быть крестным — и почетно, и ответственно. Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание собственных детей. Крестный может быть и один. Важным критерием выбора крестных должна быть степень знакомства и просто хорошие отношения. Из близких родственников крестными могут быть тетя или дядя, бабушка или дедушка. Крестный отец и крестная мать не могут впоследствии пожениться друг с другом, поскольку они уже связаны духовным родством. При этом нужно подумать о том, что возможно есть смысл в том, чтобы крестными родителями стали не родственники, которые и так будут помогать в воспитании ребёнка. Например, в переходный возраст у подростка может возникнуть потребность в совете, который он будет искать вне семьи, и было бы хорошо, если именно крестные родители являлись бы для него в этот период авторитетом и поддержкой. Восприемники принимают на себя перед Богом ответственность за правильное христианское воспитание своих крестников.
Восприемники при крещении взрослых не обязательны.