ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

Въезжающий в город по Пулковскому или Московскому шоссе сразу обращает внимание на выразительный храмовый ансамбль, который находится недалеко от площади Победы. Хотя ансамбль возник совсем недавно, на рубеже ХХ и ХХІ веков, в годы нового религиозного подъёма после долгих десятилетий атеистического гнёта, он тотчас напоминает, что мы въезжаем в православный русский город, город с давней право- славной традицией.

Местность, где сегодня возвышаются три храма, стала застраиваться городскими домами только в 1950-е годы. В истории она известна как «Средняя Рогатка» - по названию дорожной заставы на Московском тракте, где стоял небольшой путевой дворец Императрицы Екатерины ІІ, в котором она отдыхала, направляясь в Царское Село.
Въезжающий в город по Пулковскому или Московскому шоссе сразу обращает внимание на выразительный храмовый ансамбль, который находится недалеко от площади Победы. Хотя ансамбль возник совсем недавно, на рубеже ХХ и ХХІ веков, в годы нового религиозного подъёма после долгих десятилетий атеистического гнёта, он тотчас напоминает, что мы въезжаем в православный русский город, город с давней право- славной традицией.

Местность, где сегодня возвышаются три храма, стала застраиваться городскими домами только в 1950-е годы. В истории она известна как «Средняя Рогатка» - по названию дорожной заставы на Московском тракте, где стоял небольшой путевой дворец Императрицы Екатерины ІІ, в котором она отдыхала, направляясь в Царское Село.
Храм св. вмч. Георгия Победоносца

Во время Великой Отечественной войны неподалеку, под Пулковом, проходил второй рубеж обороны Ленинграда. Два с половиной года там шли кровопролитные бои. Вот почему первый храм, построенный на Средней Рогатке, был назван храмом-памятником и посвящён 50-летию великой победы в той войне.


В присутствии множества народа он был освящён 6 мая 1995 года, накануне годовщины. Возвели храм на пожертвования тысяч горожан, прежде всего блокадников и ветеранов, и на средства оборонных предприятий Петербурга. Три года собирали эти средства и, наконец, 16 ноября 1994 года однопрестольная церковь во имя святого Великомученика Георгия Победоносца, покровителя русского воинства, была заложена на берегу пруда. Кстати, первая в городе после 80-летнего перерыва до этого церкви в нем только разрушались. В основании алтарной стены была положена земля с мест боев и блокадных кладбищ Ленинграда.

Во время Великой Отечественной войны неподалеку, под Пулковом, проходил второй рубеж обороны Ленинграда. Два с половиной года там шли кровопролитные бои. Вот почему первый храм, построенный на Средней Рогатке, был назван храмом-памятником и посвящён 50-летию великой победы в той войне.


В присутствии множества народа он был освящён 6 мая 1995 года, накануне годовщины. Возвели храм на пожертвования тысяч горожан, прежде всего блокадников и ветеранов, и на средства оборонных предприятий Петербурга. Три года собирали эти средства и, наконец, 16 ноября 1994 года однопрестольная церковь во имя святого Великомученика Георгия Победоносца, покровителя русского воинства, была заложена на берегу пруда. Кстати, первая в городе после 80-летнего перерыва до этого церкви в нем только разрушались. В основании алтарной стены была положена земля с мест боев и блокадных кладбищ Ленинграда.

Образ св. вмч. Георгия Победоносца (с частицей его мощей) в иконостасе

Так как Георгиевская церковь строилась в трудные для страны годы, то она невелика и вмещает 140 человек. По замыслу авторов проекта, архитекторов С. В. Любимова. П.Л. Зыкова и Е.Ф. Шаповаловой, здание своим высоким (43 м) шпилем должно напоминать петербургские храмы, выстроенные при Петре Великом, то есть напоминать о раннем периоде истории нашего героического города. Шпиль венчает основной объём здания, оштукатуренные стены которого прорезаны полуциркульными окнами и в нишах украшены живописными изображениями святых: апостола Андрея Первозванного, равноап. вел. кн. Владимира, вмч. Димитрия Солунского и блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Петербурга.

Эти настенные образа исполнили иконописцы - супруги Е.П. и С.Е. Большаковы. В строго каноническом стиле С.А. Хайгорой написаны иконы в трехъярусном иконостасе, вырезанном В.А. Мироником из пяти пород темного дерева.

Так как Георгиевская церковь строилась в трудные для страны годы, то она невелика и вмещает 140 человек. По замыслу авторов проекта, архитекторов С. В. Любимова. П.Л. Зыкова и Е.Ф. Шаповаловой, здание своим высоким (43 м) шпилем должно напоминать петербургские храмы, выстроенные при Петре Великом, то есть напоминать о раннем периоде истории нашего героического города. Шпиль венчает основной объём здания, оштукатуренные стены которого прорезаны полуциркульными окнами и в нишах украшены живописными изображениями святых: апостола Андрея Первозванного, равноап. вел. кн. Владимира, вмч. Димитрия Солунского и блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Петербурга.

Эти настенные образа исполнили иконописцы - супруги Е.П. и С.Е. Большаковы. В строго каноническом стиле С.А. Хайгорой написаны иконы в трехъярусном иконостасе, вырезанном В.А. Мироником из пяти пород темного дерева.

Образ св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Георгиевском храме

В иконостасном образе св. Георгия Победоносца помещена частица его святых мощей, подаренная игуменией Георгией, настоятельницей русского Горненского монастыря в Иерусалиме. Дополняют убранство храма большие киоты с изображениями Божией Матери и святых.


Стройное здание стоит на высоком, облицованном диким камнем подклете, в котором находятся богатая ризница, трапезная и подсобные помещения. Хоры в западной части храма. Войти в него можно поднявшись по крыльцу. через небольшой притвор, где укреплена мраморная доска с датами и фамилией энергичного ктитора Ю. Г. Корытченкова, великим и бескорыстным усердием которого выстроены, с Божией помощью, все храмы на Средней Рогатке.


После того как завершилась постройка Георгиевской церкви, выяснилось, что места для постоянно растущего числа прихожан в ней не хватает.

В иконостасном образе св. Георгия Победоносца помещена частица его святых мощей, подаренная игуменией Георгией, настоятельницей русского Горненского монастыря в Иерусалиме. Дополняют убранство храма большие киоты с изображениями Божией Матери и святых.


Стройное здание стоит на высоком, облицованном диким камнем подклете, в котором находятся богатая ризница, трапезная и подсобные помещения. Хоры в западной части храма. Войти в него можно поднявшись по крыльцу. через небольшой притвор, где укреплена мраморная доска с датами и фамилией энергичного ктитора Ю. Г. Корытченкова, великим и бескорыстным усердием которого выстроены, с Божией помощью, все храмы на Средней Рогатке.


После того как завершилась постройка Георгиевской церкви, выяснилось, что места для постоянно растущего числа прихожан в ней не хватает.

На близлежащем острове решено было возвести более вместительный храм св. прп. Сергия Радонежского, где могли бы молиться до 400 человек, главным образом в воскресные и праздничные дни, во время ранних обеден. Закладку 18 июля 1999 года, в праздник обретения мощей преподобного, произвел тогдашний настоятель прот. Адриан Должиков. Авторами проекта стали архитектор А.М. Лебедев и мастерская И.П. Любаровой, выполнившие его в традициях средневековой архитектуры Пскова, центра древнерусской культуры.


Стройматериалы добровольные помощники переносили на остров вручную. На глазах росли стены однопрестольного храма и одновременно по периметру острова возводилась каменная с тремя воротами ограда, похожая на монастырскую. Внутри её были выстроены одноэтажные здания для духовенства, свечной и привратника; территория распланирована и тщательно обустроена.


Здание церкви это четверик, увенчанный крупным барабаном и большим куполом зеленого цвета. Оштукатуренные стены прорезаны, как в древних храмах, узкими окнами-бойницами. Пройдя массивное крыльцо, богомолец вступает в притвор, над которым возвышается одноярусная колокольня. Через входную арку он попадает в высокое центральное помещение, к которому прилегают боковые объёмы. Мощные столбы поддерживают своды с вмурованными в них горшками-голосниками и хоры для певчих. Никаких росписей в храме нет, только белые оштукатуренные стены. Царящий внутри полусумрак создает особое созерцательное настроение.

Четырёхъярусный тябловый иконостас темно-коричневого цвета не имеет позолоты и тоже напоминает о древних традициях нашего церковного зодчества.

На близлежащем острове решено было возвести более вместительный храм св. прп. Сергия Радонежского, где могли бы молиться до 400 человек, главным образом в воскресные и праздничные дни, во время ранних обеден. Закладку 18 июля 1999 года, в праздник обретения мощей преподобного, произвел тогдашний настоятель прот. Адриан Должиков. Авторами проекта стали архитектор А.М. Лебедев и мастерская И.П. Любаровой, выполнившие его в традициях средневековой архитектуры Пскова, центра древнерусской культуры.


Стройматериалы добровольные помощники переносили на остров вручную. На глазах росли стены однопрестольного храма и одновременно по периметру острова возводилась каменная с тремя воротами ограда, похожая на монастырскую. Внутри её были выстроены одноэтажные здания для духовенства, свечной и привратника; территория распланирована и тщательно обустроена.


Здание церкви это четверик, увенчанный крупным барабаном и большим куполом зеленого цвета. Оштукатуренные стены прорезаны, как в древних храмах, узкими окнами-бойницами. Пройдя массивное крыльцо, богомолец вступает в притвор, над которым возвышается одноярусная колокольня. Через входную арку он попадает в высокое центральное помещение, к которому прилегают боковые объёмы. Мощные столбы поддерживают своды с вмурованными в них горшками-голосниками и хоры для певчих. Никаких росписей в храме нет, только белые оштукатуренные стены. Царящий внутри полусумрак создает особое созерцательное настроение.

Четырёхъярусный тябловый иконостас темно-коричневого цвета не имеет позолоты и тоже напоминает о древних традициях нашего церковного зодчества.

Иконы работы Е. П. и С.Е. Большаковых. Вдоль стен стоят резные киоты с иконами, изображающими праздники, Божию Матерь и святых. Иконописная манера - строго аскетичная. У южной стены - красивая деревянная сень, в которой находится мощевик с главной святыней храма частицей святых мощей Преподобного. Частица была передана из Троице-Сергиевской лавры по благословению Святейшего Патриарха Алексия 2 (Ридигера) и заключена в сени под стеклом в иконе.


После своего освящения, 7 января 2001 года, Сергиевский храм стал еще одним местом молитвы и очень полюбился прихожанам. Он красиво смотрится в окружающем пейзаже и заставляет вспомнить, что Петербург стоит на древних, исконно русских землях.


В те же годы (1999-2000) в ста метрах к югу от этого храма была сооружена увенчанная главкой каменная часовня памяти свв. Царственных Страстотерпцев (арх. А.М.Лебедев и мастерская И. П. Любаровой) с росписями М.Г. Кудреватого. На сводах художник изобразил сцены из жизни Спасителя, а в настенных образах - свв. Серафима Саровского, Вениамина Петроградского. Иоанна Кронштадтского и прпмц. Елизавету Феодоровну (в этом образе находится частица её св. мощей). Икона Царственных Страстотерпцев помещена в небольшом трехчастном глухом иконостасе. Она - произведение Е.П. и С. Е. Большаковых. В часовне регулярно свершаются молебны.

Иконы работы Е. П. и С.Е. Большаковых. Вдоль стен стоят резные киоты с иконами, изображающими праздники, Божию Матерь и святых. Иконописная манера - строго аскетичная. У южной стены - красивая деревянная сень, в которой находится мощевик с главной святыней храма частицей святых мощей Преподобного. Частица была передана из Троице-Сергиевской лавры по благословению Святейшего Патриарха Алексия 2 (Ридигера) и заключена в сени под стеклом в иконе.


После своего освящения, 7 января 2001 года, Сергиевский храм стал еще одним местом молитвы и очень полюбился прихожанам. Он красиво смотрится в окружающем пейзаже и заставляет вспомнить, что Петербург стоит на древних, исконно русских землях.


В те же годы (1999-2000) в ста метрах к югу от этого храма была сооружена увенчанная главкой каменная часовня памяти свв. Царственных Страстотерпцев (арх. А.М.Лебедев и мастерская И. П. Любаровой) с росписями М.Г. Кудреватого. На сводах художник изобразил сцены из жизни Спасителя, а в настенных образах - свв. Серафима Саровского, Вениамина Петроградского. Иоанна Кронштадтского и прпмц. Елизавету Феодоровну (в этом образе находится частица её св. мощей). Икона Царственных Страстотерпцев помещена в небольшом трехчастном глухом иконостасе. Она - произведение Е.П. и С. Е. Большаковых. В часовне регулярно свершаются молебны.

Одновременно со строительством Сергиевской церкви по проекту того же архитектора Лебедева началось возведение храма Рождества Христова, самого большого в комплексе. За образец была взята церковь св. Георгия Победоносца ХІХ века в селе Ложголове Сланцевского района.


Здание вмещает около 800 человек и возвышается рядом с Московским шоссе, удачно замыкая перспективу пр. Юрия Гагарина. 11 октября 1999 года с крестным ходом из Георгиевской церкви храм был заложен в присутствии клира, прихожан и губернатора города В.А. Яковлева. Первоначально его предполагали освятить к Рождеству Христову в 2000 году, однако возникшие финансовые трудности не позволили это сделать. К юбилейной дате здание было готово только наполовину.

Одновременно со строительством Сергиевской церкви по проекту того же архитектора Лебедева началось возведение храма Рождества Христова, самого большого в комплексе. За образец была взята церковь св. Георгия Победоносца ХІХ века в селе Ложголове Сланцевского района.


Здание вмещает около 800 человек и возвышается рядом с Московским шоссе, удачно замыкая перспективу пр. Юрия Гагарина. 11 октября 1999 года с крестным ходом из Георгиевской церкви храм был заложен в присутствии клира, прихожан и губернатора города В.А. Яковлева. Первоначально его предполагали освятить к Рождеству Христову в 2000 году, однако возникшие финансовые трудности не позволили это сделать. К юбилейной дате здание было готово только наполовину.

К зиме 2002 года была завершена трёхъярусная колокольня и на ней повешены колокола, отлитые в Воронеже. В последующие два года строительные работы подошли к концу и на куполе был водружён крест, однако работы по благоукрашению внешнего и внутреннего вида новой Христорождественской церкви еще продолжались.


На фасаде колокольни художник М.Г. Кудреватый изобразил «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» и «Явление Ангела пастухам», на боковых фасадах храма - «Избиение младенцев», «Бегство в Египет», «Преображение Господне», «Воскресение Христово», в алтарной нише - «Спаса Вседержителя». Кроме того, на колоннах у входа помещены иконы десяти «великих и малых пророков», предсказавших пришествие в мир Спасителя.


Тот же иконописец исполнил в несколько темном колорите росписи в самой церкви: «Тайная вечеря» в алтарной апсиде, «Христа Вседержителя» в куполе и другие священные изображения.

К зиме 2002 года была завершена трёхъярусная колокольня и на ней повешены колокола, отлитые в Воронеже. В последующие два года строительные работы подошли к концу и на куполе был водружён крест, однако работы по благоукрашению внешнего и внутреннего вида новой Христорождественской церкви еще продолжались.


На фасаде колокольни художник М.Г. Кудреватый изобразил «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» и «Явление Ангела пастухам», на боковых фасадах храма - «Избиение младенцев», «Бегство в Египет», «Преображение Господне», «Воскресение Христово», в алтарной нише - «Спаса Вседержителя». Кроме того, на колоннах у входа помещены иконы десяти «великих и малых пророков», предсказавших пришествие в мир Спасителя.


Тот же иконописец исполнил в несколько темном колорите росписи в самой церкви: «Тайная вечеря» в алтарной апсиде, «Христа Вседержителя» в куполе и другие священные изображения.

Главным украшением интерьера является позолоченный пятиярусный иконостас с образами работы С. А. Хайгоры, который с успехом трудился и в двух предшествующих храмах. Образа писались по старым образцам, в строго каноническом виде. Подобное бережное отношение к отечественным традициям заметно во всём церковном убранстве.

От других храмов комплекса однопрестольный Христорождественский храм отличается не только своими размерами, но и сложной архитектурной композицией с большим числом объемных частей, увенчанных высоким куполом и голубыми главками-луковками, число которых равняется семнадцати. Они, как горящие свечи, сияют на фоне пасмурного петербургского неба. Белым цветом светятся и его оштукатуренные стены.

В целом, внутренний вид церкви, освещаемый изящным семиярусным паникадилом, впечатляет простором и спокойно-светлым настроением. В нём есть что-то и от ранних русских храмов, и от храмов, построенных уже в ХІХ веке. Это можно назвать удачным сочетанием разновременных форм и традиций нашего церковного зодчества.

Главным украшением интерьера является позолоченный пятиярусный иконостас с образами работы С. А. Хайгоры, который с успехом трудился и в двух предшествующих храмах. Образа писались по старым образцам, в строго каноническом виде. Подобное бережное отношение к отечественным традициям заметно во всём церковном убранстве.

От других храмов комплекса однопрестольный Христорождественский храм отличается не только своими размерами, но и сложной архитектурной композицией с большим числом объемных частей, увенчанных высоким куполом и голубыми главками-луковками, число которых равняется семнадцати. Они, как горящие свечи, сияют на фоне пасмурного петербургского неба. Белым цветом светятся и его оштукатуренные стены.

В целом, внутренний вид церкви, освещаемый изящным семиярусным паникадилом, впечатляет простором и спокойно-светлым настроением. В нём есть что-то и от ранних русских храмов, и от храмов, построенных уже в ХІХ веке. Это можно назвать удачным сочетанием разновременных форм и традиций нашего церковного зодчества.

7 января 2004 года, в праздник Рождества Христова, в стенах новопостроенного храма был отслужен первый благодарственный молебен. Малое освящение состоялось 7 января 2008 года, тоже в престольный праздник.

На сегодня храмовый комплекс на Средней Рогатке главное место молитвы для густо населенного жилого района. Некогда здесь был остановлен враг, а ныне возвышаются церкви, знаменующие победу как над этим врагом, так и над другим, внутренним, - воинствующим атеизмом, который по Божией милости был тоже побеждён благодаря православной вере русского народа.

7 января 2004 года, в праздник Рождества Христова, в стенах новопостроенного храма был отслужен первый благодарственный молебен. Малое освящение состоялось 7 января 2008 года, тоже в престольный праздник.

На сегодня храмовый комплекс на Средней Рогатке главное место молитвы для густо населенного жилого района. Некогда здесь был остановлен враг, а ныне возвышаются церкви, знаменующие победу как над этим врагом, так и над другим, внутренним, - воинствующим атеизмом, который по Божией милости был тоже побеждён благодаря православной вере русского народа.