Почему двунадесятые праздники получили такое название?Впервые понятие
двунадесятые праздники в современном смысле появилось в 19 веке в русской Литургике в книге прот. Г. Дебольского.
В Типиконе используется термин
великие праздники.
Определение «двунадесятые» происходит от церковнославянского количественного числительного «дванадесять» – «двенадцать». Отсюда: дванадесятый, двунадесятый.
Как классифицируются двунадесятые праздники?А) По содержанию двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные.
Господские праздники установлены Церковью во славу Господа Иисуса Христа и отражают важнейшие события из Его земной жизни. К ним относятся:
1. Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
2. Крещение Господне (6 января / 19 янв.),
3. Преображение Господне (6 августа / 19 авг.),
4. Воздвижение Креста Господня (14 сентября / 27 сент.),
5. Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи),
6. Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи),
7. Пятидесятница (День Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи).
В свою очередь Б
огородичные праздники посвящены прославлению Божьей Матери и отражают события из земной жизни Пресвятой Девы Марии:
1. Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сентября),
2. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря),
3. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар. / 7 апр.),
4. Сретение Господне (2 / 15 фев.),
5. Успение Пресвятой Богородицы (15 / 28 авг.).
Заметим, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения нередко интерпретируются как Господско-Богородичные.
Б) По положению в системе праздников церковного года двунадесятые праздники разделяются на «неподвижные» (непереходящие), то есть имеющие фиксированную дату, и на «подвижные» (переходящие), то есть привязанные к пасхальному циклу.
Какие двунадесятые праздники входят в число неподвижных (непереходящих)?
1. Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сент.),
2. Воздвижение Креста Господня (14 / 27 сент.),
3. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр. / 4 д
4 дек.ек.),
4. Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
5. Богоявление, или Крещение Господне (6 / 19 янв.),
6. Сретение Господне (2 / 15 фев.),
7. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар. / 7 апр.),
8. Преображение Господне (6 / 19 авг.) и
9. Успение Пресвятой Богородицы (15 / 28 авг.).
Какие двунадесятые праздники входят в число подвижных (переходящих)?«Подвижными» именуются 3 праздника:
1. Вход Господень в Иерусалим (в воскр., предшествующее Пасхе),
2. Вознесение Господне (40‑й день от Пасхи, всегда в чт.) и
3. День Святой Троицы (50‑й день от Пасхи, всегда в воскр.).
Когда в Церкви сформировалась система двунадесятых праздников?С древних времен святые отцы особенно выделяли некоторые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа. До X в. таких праздников было меньше 12. В более поздние времена называлось 12 и более праздников (в частности, праздник Тайной вечери, праздник Новой недели – Уверения Фомы), причем их состав менялся. Окончательно система двунадесятых праздников сформировалась в литургической практике Православной Церкви к XVI–XVII векам.
Какова богослужебная особенность двунадесятых праздников?Богослужение, связанное с двунадесятыми праздниками, отличается особой торжественностью.
В каких богослужебных книгах находятся последования двунадесятых праздников?
Гимнографические последования непереходящих двунадесятых праздников содержатся в Минее, переходящих – в Триодях Постной и Цветной, а также в отдельных изданиях.
Каковы богослужебные особенности двунадесятых праздников?Богослужение, связанное с двунадесятыми праздниками, отличается особой торжественностью. Во-первых, необходимо выделить
особенности, которые характерны для всех двунадесятых праздников (и Господских, и Богородичных):
• Всегда совершается всенощное бдение. Чтобы понять смысл этого правила, нужно учесть, что настоящее бдение – торжественная служба, которая длится всю ночь (наше
«бдение» в сравнении с такой службой – не более чем схема, своего рода «лайт-версия»). Устав достаточно часто по воскресным дням разрешает настоятелю ради немощи братии служить вечерню и утреню раздельно; однако в дни двунадесятых праздников такое послабление не позволяется.
• На 9-й песни канона отменяется Песнь Богородицы (
«Честнейшую…»), достаточно часто поются мегаллинарии (припевы) праздника);
• На литургии полагается задостойник;
• Есть предпразднство (Рождество Христово – 5 дней, Богоявление – 4 дня, остальные праздники – 1 день) и попразднство (от 4 до 8 дней).
Кроме того, есть
особенности, характерные только для Господских праздников:
• При совпадении с воскресным днем отменяется служба Октоиха (то есть не совершается воскресное богослужение);
• На великой вечерне со вторника по субботу отменяется
«Блажен муж…»;
• На литургии поются праздничные антифоны;
• По малом входе на литургии диакон говорит особый входный стих (например, на Рождество Христово
«Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову»)
• Отпуст начинается особой вводной фразой (например,
«Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий….»);
• В день праздника вечером на вечерне поется великий прокимен (
«Кто Бог велий…» или «Бог наш на небеси и на земли…»).
Литература по теме